Уголь бросает мрачную тень на российскую Арктику

0
24

Компания Востокуголь пользуется поддержкой на самом высоком политическом уровне и планирует довести добычу угля в Тайбассе, угольном бассейне на северной оконечности полуострова Таймыр, до 30 миллионов тонн в год.

Это одно из самых отдаленных мест на свете. Никто не попадет на Таймыр без необходимых документов, связей и допуска. Обширные пространства полуострова населяют всего несколько тысяч человек, инфраструктура почти полностью отсутствует.

Здесь компания Востокуголь реализует свой грандиозный проект. В ближайшие несколько лет компании предстоит добыть сотни миллионов тонн угля, построить новые дороги и инфраструктуру и превратить маленький и заброшенный поселок Диксон в «столицу Арктики».

Уголь высшего качества

Антрацит — твердый сорт каменного угля с высоким содержанием углерода. Именно он залегает мощными пластами на севере арктического полуострова. Используется преимущественно в металлургии, добычу ведут в считанных странах. 30 миллионов тонн таймырского угля составят примерно 5% общемировой годовой добычи.

Как отмечают в Востокугле, этот сорт не требует какой-либо переработки, добывается он здесь легко и может сразу грузиться на суда для экспорта.

Проект высокоприбыльный, отмечает его владелец Александр Исаев в интервью агентству «Прайм»: «Добыча идет в непосредственной близости от порта. На текущий год и 2018 год по себестоимости добычи у нас цифры примерно такие: 20 долларов стоит добыть уголь и привезти его в порт. В порту погрузка — порядка 5 долларов. Фрахт до Амстердама — 20 долларов. Ледокольная проводка — 10 долларов. Вот и вся себестоимость. Таким образом, как бы ни менялась цена на уголь, наш проект будет высокорентабельным».

И работы идут полным ходом. В 2016 году в рамках опытной эксплуатации было извлечено свыше 100 тысяч тонн угля, и первое судно отправилось к иностранным покупателям. В этом году последовали новые партии.

На сегодняшний день в проект вложено порядка 100 миллионов долларов. Весь проект будет стоить свыше 250 миллионов. Государственные средства не привлекаются. «Сегодня у проекта — два партнера на паритетной основе — я и Босов Дмитрий Борисович», — подчеркивает Исаев.

Больше, чем нефти и газа

В 2025 году компания планирует выйти на уровень добычи 30 миллионов тонн в год. Уже в 2019 годовая добыча должна достичь 10 миллионов тонн.

И все это надо будет вывозить через арктические моря.

Продукция Востокугля в результате составит львиную долю перевозок по Северному морскому пути. По прогнозу Минприроды, имеющемуся на сайте ПортНьюс, в 2025 году свыше половины российских арктических грузоперевозок будет обеспечивать Востокуголь.

Если «Новатэк» планирует перевозить в 2025 году 17 миллионов тонн сжиженного природного газа производства проекта «Ямал СПГ», Газпром — 6 миллионов тонн нефти из Нового Порта, то Востокуголь делает заявку на 30 миллионов тонн.

В марте этого года компания подписала протокол о долгосрочном сотрудничестве с датской компанией Nordic Bulk Carriers. Как говорится в документе, цель сотрудничества с судоходной компанией — увеличение грузоперевозок с полуострова Таймыр до 30 миллионов тонн в год судами класса Panamax, а в дальнейшем — классов Bothnia и Barents.

«Сегодня мы подписали документ, важный для дальнейшего развития Северного морского пути и российской Арктики. Создание новых точек экономического роста, полноценное развитие всего региона невозможно без решения логистических задач, строительства портов и развития Северного морского пути», — говорится в комментарии Вадима Бугаева, генерального директора Арктической горной компании, находящейся под управлением Востокугля и реализующей комплексный проект разработки Таймырского угольного бассейна.

Тогда же компания подписала соглашение о сотрудничестве с Росатомфлотом, государственным оператором атомного ледокольного флота.

Соглашениям с Nordic Bulk Carriers и Росатомфлотом предшествовал разрыва пятилетнего контракта с Мурманским морским пароходством. «Мы возлагали надежды на сотрудничество с этой компанией, но в результате оказалось, что их суда не соответствуют нашим нуждам, они не смогли справиться с предъявляемыми требованиями и фактически не справились с поставленной задачей», — рассказал Исаев.

В итоге стороны выясняли отношения в суде.

Новые порты Таймыра

В нескольких километрах от Диксона строится новый морской порт Чайка, а в 2018 году приступят к строительству портовых мощностей в районе бухты Север, также по соседству с Диксоном. Общая пропускная способность новых портов составит 30 миллионов тонн в год.

Порт Диксон будет модернизироваться, но использовать его станут только для обслуживания местных грузопотоков типа поставок продовольствия и топлива.

В дальнейшем, по мере исчерпания ресурсов в прибрежной полосе, планируется построить 200-километровую железную дорогу для обеспечения доступа к отдаленным участкам.

Реализация проекта потребует огромных усилий. По словам Александра Исаева, при выходе на полную производственную мощность проекту потребуется около 15-20 тысяч работников, а если с семьями, то людей будет в два-три раза больше: в Востокуголе хотели бы, чтобы рабочие жили на месте.

Большие средства потребуются для строительства жилья. Компания уже построила одно здание — местный офис — установившее новые стандарты. 12-этажное здание из стекла доминирует в обветшалом городе с населением в 5 тысяч жителей.

«Хотим, чтобы Диксон стал мировой столицей Арктики», — сказал Исаев.

Поддержка сверху

Для запуска проекта Востокуглю понадобилось всего два года. Первые добычные лицензии были получены в 2015 году, и в том же году начались работы по проекту. Сегодня у компании имеются 50 лицензий на разведку и добычу на территории 200 км на полуострове.

Подобные достижения не обошлись без поддержки с самого верха. Два руководителя компании, Дмитрий Босов и Александр Исаев, судя по всему, имеют хорошие связи даже в Кремле. Босова, как сообщается, принадлежит дом на Рублевке по соседству с резиденцией Владимира Путина.

Востокуголь, кроме того, имеет связи с министром обороны Сергеем Шойгу. Дочь министра Ксения Шойгу — основатель и 100%-й собственник компании Arctic Logistics, тесно связанной с Востокуглем.

© РИА Новости, Григорий СысоевСтенд компании «ВостокУголь» на выставке в рамках международного арктического форума «Арктика — территория диалога»

Руководителем Arctic Logistics является Вадим Бугаев, работающий и на Востокуголь.

Как обнаружил журнал «Собеседники», у Arctic Logistics и Востокуголь — один и тот же номер телефона, и они входят в один холдинг. Кроме того, Arctic Logistics основали в тот же момент, когда Востокуголь разорвал контракт на перевозку угля с Мурманским морским пароходством.

Похоже, Дмитрия Босова и Александра Исаева нисколько не беспокоит, что уголь постепенно уходит из энергетического баланса западного мира.

«Мы чувствуем в себе силы, уверенность и опыт, позволяющий запустить на Диксоне большой проект», — сказал Исаев в интервью.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here